Крестный ход в честь святыни
Открыл эту традицию крестный ход в честь празднования Почаевской иконы Божией Матери. В этот день многие из верующих смогли увидеть трансляцию божественной литургии во время пребывания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в крупнейшей обители Украины - Свято-Успенской Почаевской лавре, празднующей в этот день 450-летие принесения на Волынь Чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Именно оттуда год назад на средства верующих Михайловска в город прибыла копия этой чудотворной иконы для храма Рождества Христова. В Михайловск она была доставлена настоятелем храма Рождества Христова отцом Василием в августе 2008 года во время грузино-абхазской войны. Особенность михайловского списка Почаевской иконы, по его словам в том, что она собственноручно освящена митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в алтаре на горнем месте и является точной копией чудотворной Почаевской иконы, хранящейся в мужском монастыре города Почаева на Украине. В то время, когда богослужение на родине проходило под открытым небом на специально установленном помосте с алтарем, чтобы как можно больше верующих могли непосредственно участвовать в литургии, и Патриарх Кирилл говорил о единстве веры и народа, в Михайловске крестный ход постоянно пополнялся присоединяющимися к процессии верующими, желающими поклониться святому образу. И если от храма шло человек пятьдесят, то к иконе приложилось более сотни. «Важно здесь и другое, - считает отец Александр, когда идущие навстречу крестному ходу люди останавливаются перед иконой, она проносится над их головами, и человек при этом получает особое благословение от святыни. Во время крестного хода совершается молитва и освящается все окружающее пространство – воздух и земля. И самое главное все встречающиеся на пути люди». Крестный ход в честь Почаевской иконы Божьей Матери, когда люди непрерывно пополняли шествие, показал, что они с благодарностью принимают это нововведение. О чем молились верующие? «Во время крестного хода каждый молится о себе, о своих близких и, конечно же, о благополучии всех жителей города, - говорит отец Василий. – Участие в крестном ходе – это и личный подвиг, когда люди отложив все свои дела, молятся во славу Божия».
Помощь святыни
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Православной Церкви и находится в Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов. Кроме того, она известна как защитница западных рубежей России и очень почитаема в славянском мире. Вместе с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и люди других вероисповеданий.
Впрочем, ее чудодейственную силу михайловские прихожане ощутили на себе с первых дней ее пребывания в церкви. Вот, что говорит об этом отец Василий: «С того момента, когда икона заняла свое почетное место в храме, сразу же почувствовался общий духовный подъем. И хотя с точки зрения финансирования реконструкции храма ничего не изменилось, стройка сдвинулась с места. 4 сентября появился подрядчик, с которым был подписан договор о строительстве купола, на приемлемых для нас условиях, а 4 декабря он был уже в Михайловске. Знаменательно и другое событие, что работы по его отделке также закончились накануне празднования в честь Почаевской иконы Божьей Матери. Сейчас купол «Маковка» готов к установке и наш крестный ход был своего рода благодарственным за Божью помощь». Установить купол намечается до наступления холодов. Его красивые своды будут украшать двенадцать апостолов, выполненные в технике мозаичной смальты. Их появление связано с рассказами старожилов о том, что они уже украшали купол прежнего храма. Поэтому было решено - не отступать от исторических традиций, и в результате получилось так, что это будет единственный в области храм с иконами на куполе. «Когда речь идет о реконструкции церкви важно отметить огромную в этом роль прихожан и Совета попечителей, - говорит отец Василий. - Ее строительство ведется всем миром, и я бы даже назвал эту стройку – народной.
Кроме того, предприниматели города, составляющие основу попечительского Совета выделяют средства и на содержание воскресной школы. Медленно, но уверенно мы движемся вперед».
Хотелось бы отметить еще один момент. Когда я впервые увидела икону и ее облачение, невольно подумала о том, что доставить ее в Михайловск в целостности и сохранности с Западной Украины в день, который вошел в историю как 08.08.08. - это не только духовный, но и просто человеческий подвиг. Этот путь отцу Василию и матушке Юлии запомнятся надолго. На перроне вокзала, окружающие их люди, не умолкая, твердили о том, что Россия напала на Грузию. Украинские СМИ на перебор чернили Россию, искажая факты. «Этого не может быть», - пытался опровергнуть ложные домыслы отец Василий, убеждая украинских попутчиков в миролюбивом отношении россиян ко всем народам, и лишь добравшись до Москвы, они смогли разобраться в происходящем. А святыня заняла свое достойное место в храме и с тех пор люди каждый день, круглый год приносят к ней цветы.
На фото: о.Александр и о.Василий.
Из истории иконы
Как рассказывается в православной литературе в середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орел жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская, оставшаяся вдовой после кончины своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего земского судьи.
В ту пору через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в щедрую православную Москву. В 1559 году, проезжая через имение Гойской, он по усиленной просьбе «ее милости» остановился в её доме. «Богобойная» Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Должно быть, он взял эту икону как родовую заветную святыню в благословение на дальний путь, когда ездил к Патриарху, а затем по его поручению отправился в Россию и всегда хранил икону при себе, пока Промысел Божий не подсказал оставить её на Волыни у радушной помещицы.
Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону «в великом свете». «Фундушеная запись», составленная Гойской в начале 1597 года на устройство Почаевского монастыря и имеющая силу завещания, кладет начало общежительному монастырю на горе Почаевской вместо пустынной обители, существовавшей здесь уже веками. С того же года чудотворная икона находится в Почаевском монастыре. В 1791 году икону переносят в Успенский собор. В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы 30х23 см. Написана икона темперой, древним византийским письмом, на липовой доске, подбитой снизу двумя дубовыми шпунтами. На иконе есть семь миниатюрных изображений святых на клеймах: справа - пророк Илия, под ним - мученик Мина, слева - первомученик Стефан, под ним - преподобный Авраамий; внизу иконы - лики трех святых жен: великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины. Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская». Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник, шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре. Крестные ходы с иконой совершаются в Почаевской Лавре в дни празднования Успения и Рождества Пресвятой Богородицы и 23 июля (5 августа), когда совершается празднество в память заступления Божией Матери за обитель в 1675 году. По церковному чтению и пению Почаевская обитель приняла традиции Александро-Невской Лавры. И с XVI века Почаевская икона Божьей Матери находится в иконостасе Успенского собора Почаевской лавры. Сегодня периодически икона отправляется вместе с паломниками в крестные ходы. Празднование иконе совершается 23 июля/5 августа и 8/21 сентября.
Л. Шимкевич
Храм Рождества Христова
города Михайловска,
бывший Вознесенский собор Красноуфимского уезда.